Bene vixit, qui bene latuit. Тот хорошо живет, кто умело укрывается.

Овидий 43 год до н.э.-18 год н.э.

 

Легче справится с нечистой совестью, чем с дурной репутацией.

 Фридрих Ницше

 

Банковская система Княжества Лихтенштейн

 

 

БанковскаясистемаЛихтенштейн, какисамо государство,прошла сложный, специфическийи толькоейприсущийпуть формированияистановления. Этообусловленотем, чтоЛихтенштейн вцелом, вполитическоми, особенно,вэкономическом отношениипостояннозависелаотдругихгосударств: Австро-Венгрии, Швейцарии.Под влияниемэтихгосударствформироваласьэкономическаяи, в частности, кредитно-банковскаяинфраструктурагосударства.

До сих пор в научной литературе не существует единого определения понятия «банковскаясистема», а подходы к этому вопросу ограничены преимущественно эмпирическим уровнем оценки.

Иногда банковская система отождествляется или кредитной системой, или с коммерческими банками. В первом случае банковская система характеризуется как совокупность банков и банковских учреждений, исполняют принадлежащие им функции или: «банковская система-совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующей в той или иной стране в определенный исторический период». В противном случае в состав банковской системы включаются кредитно-финансовые учреждения, которые не являются банками- фонды  специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды, кассы взаимопомощи.

Как известно, кредитная система имеет существенные отличия от банковской системы, поскольку кредитные отношения могут осуществляться не только с участием банков. Сами банки занимаются не только кредитованием, но оказывают многие другие услуги.

 

Банковская система является не только механическим объединением банков определенной страны. Это сложный финансовый организм, необходимость функционирования которого обусловлено целым комплексом организационно-экономических условий. С учетом изложенного выше,  банковскую систему ученые-экономисты определяют «как совокупность всех банков страны, которые взаимодействуют между собой, подчиняясь установленным нормам и правилам ведения банковского дела, с целью обеспечения возможности эффективного денежно-кредитного регулирования экономики, кредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, а также стабильной деятельности банковских учреждений ».

 

Известно, что история-это учитель жизни (historia est magistra vita), а история банковской системы-это учитель высшего из искусств-управления экономикой и бизнесом. Поэтому можно утверждать: народ, не знающий истории своей банковской системы, не может эффективно управлять своими финансовыми делами. Сегодня нужно знать исторические предпосылки этого процесса. Ведь известно, что любая экономическая идея страны не может быть реализована, если она не базируется на предыдущем опыте собственного народа.


Прообразы банков появились еще в рабовладельческом обществе: в древних Риме, Греции, Египте, когда функции хранения денег выполняли храмы. Оттуда и происходит библейский миф о том, что Иисус изгнал из храма менял и торговцев. Это показало чистоту христианской религии. В начале слово «банк» означало конторку, где в средние века работали менялы денег. Изначально банки появились в городах Северной Италии, а затем в торговых центрах Нидерландов, Германии и других стран Западной Европы.
Банки в древние времена отождествлялись с менялами и их особыми столами, которые устанавливались на площадях, где происходила оживленная торговля и необходимо было при купле-продаже обменивать различные монеты. Первые банки возникли в 16 веке в период мануфактурной стадии капитализма, когда банковские дома начали предоставлять кредиты капиталистам под умеренный процент. Позже формой организации банков стали акционерные компании. Сенека отмечал: «Деньгам не нужно служить, ими нужно управлять». А это означает, что процесс управления финансами должен быть налажен таким образом, чтобы деньги обслуживали человека, а не наоборот. На самом деле,  деньги-это не что иное как эквивалент стоимости произведенных товаров и средство обеспечения товарных отношений между людьми. И взяты без товарной массы, они превращаются в ничто.

История неоднократно доказывала, что состояние банковской системы зависит от формы власти и осуществляемых ею функций.

Финансовый механизм помогает государству выполнять ее функции. В историческом развитии он претерпел существенные изменения. Одни финансовые методы отживают и уходят в забвение (дань, подати, оброки, поставки воинов, барщина и т.п.), зато появляются новые (лизинг, факторинг, франчайзинг, форфейтинг). Важную роль в использовании этих методов играли банкиры.

Банкиры стали большой силой уже в 14-15 вв. От таких банкирских домов, как Медичи в Италии зависимыми были короли и императоры.

Первый акционерный банк возник в конце 17 в.- в 1694р., который предоставлял коммерческие кредиты в современном понимании этого слова. Это был Английский банк, который также имел право выпуска банкнот.

 

 

 

Карта. Лихтенштейн, Княжество ЛихтенштейнКарта. Лихтенштейн, Княжество Лихтенштейн

 

Если посмотреть на карту страны Лихтенштейн, то мы можем видеть, что это одно из самых маленьких европейских государств. Протяженность которого с севера на юг всего 28 км, а с востока на запад - менее 10 км. Население страны около 31,7 тыс. чел. (на 1998 г.).

Основными статьями дохода экономики Лихтенштейна являются туризм и банковское дело. Другой источник - выпуск почтовых марок.

 Большую часть страны занимают возвышенность Альп высотой свыше 2000 м. Рельеф поднимается от долины Рейна к лесным предгорьям и вершинам, покрытых снегом.

 Кроме гор, привлекающих туристов-горнолыжников, в Лихтенштейне имеются и другие достопримечательности. В Вадуце - княжеский замок, построенный в XVI столетии; готический собор; почтовый музей и музей, в котором находится княжеская коллекция предметов искусства.

Краткая история страны Лихтенштейн

Археологические исследования, проводимые  на берегу Рейна показывают, что первые поселенцы появились здесь более трех тысяч лет назад. Шаан, Ненден, Тризен, Вадуц и некоторые другие местности известны с раннего средневековья, а княжество Лихтенштейн,  как государство возникло лишь в начале XVIII в. 
Известно, что в 1699 г. князь Иоганн Адам Андреас фон Лихтенштейн, вельможа при дворе австрийских Габсбургов, покупает за 115 тыс. гульденов сеньорию Шелленберг, а в 1712 г. - соседнее с ней графство Вадуц за 290 тыс. гульденов.
Княжество Лихтенштейн  - становится одним из 343 государств Священной Римской империи, как называлась тогда обширная империя Габсбургов (4). В 1719 году обе области были объедены в одно княжество. Именно с этой даты ведет свою историю государство Лихтенштейн.

Семья князей Лихтенштейна была очень богата, в их собственности находилось 24 города, 156 деревень, а также  46 замков. Княжество Лихтенштейн - лишь очень небольшая частица их владений (4). На протяжении веков династия приобретала большие участки земли преимущественно в Моравии, Нижней Австрии и Герцогстве Штирия, но все эти обширные и богатые территории были частями феодальных поместий других, более крупных феодалов, в частности, различных ветвей семьи Габсбургов, у которых многие Лихтенштейны были придворными советниками.

Главным банком империи Габсбургов был эмиссионный Австро-Венгерский банк, который осуществлял операции с ипотечными займами, векселями, финансировал землевладельцев, принимал вклады на депозит.
Наполеон и французская армия  вторглись на территорию государства  и удерживали территорию в течение нескольких лет, но Лихтенштейн вернул свою независимость в 1815 году в составе Германской Конфедерации. В 1868 году после распада Конфедерации в Лихтенштейне была распущена армия, состоящая из  80 человек и провозглашен постоянный нейтралитет, который не был нарушен ни во время Первой, ни во время Второй Мировых Войн.

В стране, в 1849 г. был ликвидирован ряд феодальных повинностей и жители получили некоторый доступ к политической жизни. Эти положения были отменены в 1852 г. после спада общеевропейского революционного движения. Но сдвиг, тем не менее,  произошел: по конституции 1862 г., депутаты сейма уже не назначались двумя сословиями - духовенством и крестьянством, а выбирались выборщиками от населения, гарантировалась определенная свобода личности и вероисповедания.

           Отметим также, что в  1860 г. Лихтенштейны стали наследственными членами верхней палаты австрийского парламента, а в 1866 г. при Иоганне II Лихтенштейне (1840–1929), княжество обрело независимость. В австро-прусской войне 1866 Лихтенштейн выступал в качестве союзника Австрии, с 1876 по 1918 имел тесные связи с Австро-Венгрией.

Неудача Австро-Венгрии в первой мировой войне была одновременно и ее политическим крушением: монархия рухнула. Все это отразилось на стране Лихтенштейн. Если до этого она имела тесные экономические и финансовые связи  с Австро-Венгрией, то теперь она заключила почтовую (1921 г.) и таможенную (1923 г.) унии с другим своим соседом – Швейцарией, что весьма способствовало экономическому развитию страны. В стране Лихтенштейн стал обращаться швейцарский франк (свои денежные знаки вышли из употребления в конце 20-х гг.). Лихтенштейн продолжал выпускать свои почтовые марки, но почтовая служба была организована уже Швейцарией, таможенную службу и охрану границы с Австрией она тоже взяла на себя.
В 1938 г. правящий князь Франц Йозеф II перенес свою резиденцию из Вены в Вадуц. Другие же члены рода Лихтенштейнов продолжали жить в Австрии (4).

Еще после первой мировой войны с образованием на развалинах Австрийской империи новых государств семья Лихтенштейнов потеряла более половины своих земель на территориях, вошедших в состав Чехословакии.

После 1948 г. княжеская семья лишились и всех остальных земель в этой стране в связи с национализацией. В итоге княжеские земельные владения сократились с 1600 кв. км (1914 г.) до 240 кв. км  (6). Оставшиеся земли находятся в Австрии и дают важную долю дохода княжеской семьи.
Послевоенное экономическое развитие княжества Лихтенштейн характеризовалось быстрым и устойчивым ростом. Еще совсем недавно бедная аграрная страна превратилась в высокоиндустриальную. Сразу после войны в сельском хозяйстве было занято 34% активного населения, сейчас - лишь 3%, а   занятые в промышленности возросла до двух третей. Заводы специализируются на точном машиностроении и приборостроении или на уникальных изделиях (искусственные зубы и пр.). Почти вся продукция идет на экспорт в 80 государств,  в такие высокоразвитые страны, как ФРГ, Франция, Англия, США.

 Крупными суммами оперируют три лихтенштейнских банка, один из них принадлежит княжеской семье (он имеет филиалы в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке). Большие доходы приносят налоги с иностранных промышленных и финансовых компаний, которые имеют в княжестве более 40 тыс. своих представительств (эти фирмы выбрали Лихтенштейн для своих контор, чтобы пользоваться существующими там льготными ставками налогов на сделки). Отметим также, немалые деньги приносит туризм и продажа почтовых марок, последняя - до 15% бюджетных поступлений. Непрерывно росло благосостояние населения. Безработицы не только нет, но страна применяет труд 9 тыс. иностранных рабочих.

До 1990 г. Лихтенштейн  был членом ряда  специализированных учреждений (ВОЗ, МОТ и др.), подписал более 50 международных соглашений, в том числе Хельсинкский акт 1975 г. Лихтенштейн - член Европейского совета и Европейской ассоциации свободной торговли. Интересы Лихтенштейна представляют во всех странах посольства Швейцарии. Но в самой Швейцарии Лихтенштейн имеет своего посла (по традиции - один из членов правящей княжеской семьи), как и посла в Ватикане (тоже из семьи князя). В сентябре 1990 г. Лихтенштейн становится членом ООН,  в 1991г. – вступает  в Европейскую ассоциацию свободной торговли.

Общественная и политическая жизнь государства Лихтенштейн регламентирована конституцией, принятой 5 октября 1921 и дополненной поправками 1938, 1939, 1965 и 1990. В стране действуют три партии – Прогрессивная бюргерская партия (ПБП), Отечественный союз (ОС) и Свободный список (СС). На последних выборах в ландтаг 11 февраля 2001 одержала победу ПБП (13 мест), а ОС получил 11 мест. Согласно конституции, правительство страны состоит из членов победившей партии. На предыдущих выборах 1997 оно было сформировано ОС.

 

Лихтенштейн в наши дни.

Страна располагает эффективной банковской системой. Благодаря низким налогам на размещаемый капитал и прибыль, а также строго охраняемой банковской тайне Лихтенштейн сохраняет за собой право крупного финансового центра.

Банковская деятельность регулируется в Княжестве Лихтенштейн законом о банковской деятельности от 1961 года (Banking Act). Обновление закона в 1993 году дало возможность контроля в этой сфере на Банковскую комиссию (Bank Supervisory Board). В мае 1999 года данный орган был преобразован в Financial Services Authority (FSA). Деятельность банков в стране лицензируется. Лицензии выдаются, приостанавливаются и отзываются Правительством страны после одобрения Парламентом. Банковская комиссия является совещательным органом Правительства в сфере банковской деятельности. Она осуществляет надзор за деятельностью банков и ежегодно предоставляет Правительству соответствующий отчет. Члены банковской комиссии избираются Парламентом сроком на 4 года. Также действует Управление банковского надзора — правительственный орган, контролирующий соблюдение банкирами местного банковского законодательства и правительственных постановлений. Далее следуют уполномоченные Правительством аудиторские компании, действующие по правительственной лицензии и состоящие из квалифицированных специалистов.

С 1923 года, после заключения Таможенного Договора (Customs Treaty) со Швейцарией (дополненного в 1980 году валютной унией), Княжество Лихтенштейн имеет доступ в ее экономическую и валютную зону и возможность использовать швейцарский франк как официальную валюту.

В 1995 году модель «Eвропейское сообщество+Таможенный союз» позволило ему вступить в EEA, не разрывая своего «проверенного» партнерства со Швейцарией. В соответствии с нормами и правилами EEA некоторые статьи банковского и финансового законодательства страны были откорректированы и приведены в соответствие с Европейскими стандартами.

Швейцарский национальный банк в соответствии с упомянутым выше Currency Treaty 1980 года осуществляет функции Центрального банка Княжества. Однако это относится только к вопросам контроля за обменом валюты и предоставления банками информации о своей политике и результатах деятельности.

Акционерный капитал местных банков не может быть менее 10 млн. шв. франков и должен быть полностью оплачен к началу деятельности банка. В зависимости от масштабов и характера операций Правительство вправе потребовать увеличения суммы уставного капитала банка. Банки Княжества создали систему гарантий интересов клиентов, котораяпревосходит по некоторым аспектам даже систему гарантий швейцарских банков. В Княжестве Лихтенштейн законодательно обеспечена строгая защита банковской тайны вкладчиков. Персонал банков, аудиторы и уполномоченные банковские служащие из Управления банковского надзора и банковской комиссии за нарушения конфиденциальности банковских операций подвергаются суровым штрафам и тюремному заключению.

Примечательно, что банковская информация не предоставляется даже по письменным запросам иностранных государств.

Несмотря на произошедшие в последние годы изменения, банки Княжества очень жестко продолжают охранять информацию об истинных бенефициарах компаний и счетов, что привело к значительному росту их привлекательности по сравнению с банками Швейцарии по следующей причине: с начала 90-х гг. отмечается растущая координация действий западных стран по борьбе с отмыванием “грязных денег”, и Швейцария, дорожа своей репутацией международного финансового центра, взяла на себя определенные обязательства предоставления информации о банковских вкладах и их владельцах. В соответствии с Кодексом поведения швейцарских банков, принятым в 1992 г., местные банкиры обязаны всесторонне изучать и старых, и особенно новых клиентов, воздерживаться от операций по бегству капитала и избежанию налогообложения доходов вкладчиков, докладывать местным властям обо всех таких операциях. В отношении нарушителей норм Кодекса поведения принимаются административные меры, налагаются штрафы до 10 млн. шв. франков. Более того, в уголовном кодексе Швейцарии появились статьи 305бис и 305тер, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц за несотрудничество с местной администрацией в идентификации фактических владельцев банковских счетов, за непредоставление информации о клиентах и о происхождении депозитов.

Строгое сохранение банковской тайны в отношении каждого клиента является основанием финансовой политики Княжества Лихтенштейн. Данное правило было закреплено еще в 1923 году в Законе о финансах (Finance Act) и в Законе о сберегательных и кредитных учреждениях (Savings and Loan Institutions Act). Согласно Закону о банковской деятельности (Banking Act) сотрудники банков, финансовых и трастовых компаний обязаны придерживаться высокого уровня конфиденциальности и не имеют права предоставлять известную им информацию даже налоговым органам и судам (срока давности не существует). Однако это не означает, что Княжество Лихтенштейн, соблюдая принципы конфиденциальности, позволит своей стране стать убежищем для “грязных денег” (полученных от незаконной торговли оружием, наркотиками или порнопродукцией). В этом случае власти Княжества, рассмотрев все представленные неопровержимые доказательства, могут оказать содействие иностранным властям. Информация может быть предоставлена только при совершении клиентом ряда серьезных уголовных преступлений после длительной и сложной процедуры рассмотрения этого вопроса Верховным судом согласно обновленному в сентябре 2000 года Закону о правовой помощи (Act on Legal Assistance). Однако, что следует особо подчеркнуть, государство откажет, в отличие от других стран, в предоставлении какой бы то ни было информации, если вопрос касается только налогообложения и не несет за собой никаких криминальных аспектов. Ни одной стране мира (кроме США, с которыми у Княжества Лихтенштейн подписан Договор о правовой помощи), никогда и никакая информация предоставлена не будет. Княжество Лихтенштейн не оказывает содействия иностранным государствам в этой сфере.

До начала 90-х годов избранный «Клуб трех» — Landesbank (1861), Liechtenstein Global Trust Bank (1920) и Verwaltungs- und Privat-Bank (1956) — предоставлял банковские услуги своей и международной клиентуре. После своего вступления в 1995 в Европейское экономическое сообщество (European Economic Area — EEA) и Международную Торговую Организацию (World Trade Organisation — WTO) Княжество Лихтенштейн разрешило иностранным банкам открывать на его территории свои филиалы. Первыми присоединившимися к элитной тройке банков стали Neue Bank AG и Centrum Bank AG, сегодня количество банковских учреждений в стране составляет 17. Банки, резидентные в Княжестве, могут пользоваться «Принципом Единой Лицензии» (Single License Principle), позволяющим им вести свою деятельность на территории всего Европейского сообщества.

Крупнейшие банки Лихтенштейна:

1.        Банк фон Эрнст (Лихтенштейн) АГ Вадуз (Bank von Ernst (Liechtenstein) AG Vaduz)

2.        Центрум Банк АГ Вадуз (Centrum Bank AG Vaduz)

3.        Гипо Инвестмент Банк Акциенгезельшафт Вадуз (Hypo Investment Bank Aktiengesellschaft Vaduz)

4.        ЛГТ Банк в Лихтенштейне, Вадуз (LGT Bank in Liechtenstein Vaduz)

5.        Лихтенштейнише Ландесбанк Акциенгезельшафт Вадуз (Liechtensteinische Landesbank Aktiengesellschaft Vaduz)

6.        Нойе Банк АГ Вадуз (Neue Bank AG Vaduz)

7.        Фервальтунгс унд Приват Банк АГ Вадуз (Verwaltungs- und Privat-Bank AG Vaduz)

8.        Фольксбанк АГ Вадуз (Volksbank AG Vaduz).

 

 

Список литературы:

1. Грин Роберт  48 законов власти / Пер. С англ.. Е.Я. Мигуновой.-М.: РИПОЛ КЛАССИК,2003.-768с.,

2. Стрельбицька Л.М., Стрельбицький М.П., Гіжевський  В.К.

Банківське безпекознавство: Навчальний посібник.\ За ред..М.П. Стрельбицького .- К.:Кондор, 2007.-602с.

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. М., 2002

4.  Raton Р. Le Liechtenstein. Histoire et insritutions. Geneve, 1967.P. 17-22; Seger 0.Abrege de l'histoire deLiechtenstein.Vaduz, 1984. P. 5-11.

5. Малый атлас мира/стед. Н.М.Терехов-М.: ГУГК, 1980 г., 147 с.

6. Jansen N. Op. cit. S. 70."Furstentum Liechtenstein.Ehrengastland am Comptoir Suisse. Lausanne, 1989. S. 10-11, 16-18, 20-21